Китай очень зависим от поставок нефти. Сегодня, как ни странно, источников «черного золота» в Поднебесную не так уж много – и страна оказалась в достаточно странном положении.
Осенью прошлого года Китай стал крупнейшим нетто-импортером нефти и впервые опередил США, что, впрочем, для многих экспертов не стало неожиданностью, учитывая стремительный рост энергопотребностей Китая.
Внутри собственной страны КНР наращивает добычу достаточно скромными темпами – за три последних года этот показатель составил всего 5%, тогда как в США он увеличился до 31%. Сегодня Китай полностью зависит от импортных поставок нефти, что ставит страну в достаточно уязвимое положение, если в КНР возникнут какие-то форс-мажорные обстоятельства в экономике страны.
Пока спрос на нефть в Китае неуклонно увеличивается, растут и ежегодные траты на этот вид сырья – согласно данным Wood Mackenzie, к 2020 году ежегодные нефтяные затраты КНР могут составить 500 млрд долларов. На самом деле огромная сумма! Подобное увеличение отчасти связано с резким увеличением автомобилистов в Поднебесной. Вопрос — кто сможет удовлетворить топливную всеядность китайцев?
Сегодня 10% импорта нефти Китаю дает Иран (согласно данным первого полугодия текущего года), причем только в 2014 году поставки из этой исламской страны увеличились на 48% по сравнению с прошлым годом – до 630 тыс баррелей в день. И хотя в отношении Ирана пока Запад полностью не снял санкции, но Китай подает сигналы, что не собирается отказываться от иранской нефти.
В настоящее время у Китая два ключевых региона-поставщика нефти – Иран и Африка. Но с помощью этих стран вряд ли удастся добиться того объема поставок, на которые рассчитывает КНР. В Африке китайцы уже давно – они считают этот регион надежным поставщиком нефти. Однако Китай сильно занервничал, когда дестабилизировалась ситуация в Ливии, Судане и Южном Судане.
Поэтому китайские власти решили еще больше закрепить отношения с традиционными партнерами — например, с Анголой. Эта страна, кстати, является вторым по величине источником импорта нефти в Поднебесную. Ирак и Венесуэла, впрочем, также не остались в стороне от китайского «нефтяного пирога».
Между тем американская сланцевая революция превратила США из импортера в экспортера нефти. Теперь Китай надеется, что львиные объемы поставок нефти из Анголы и Венесуэлы, которые шли прежде в США, будут перенаправлены в Поднебесную. Уже теперь 40% объемов «черного золота» из Анголы идут в Китай, тогда как в США лишь 15%. Не исключает того, что в среднесрочной перспективе поставки нефти в Китай удвоятся (до 1 млн баррелей в день) и Венесуэла.
Ко всему прочему китайские власти, как видится, преуспевают в бартерных поставках нефти. Так, например, на текущей неделе президенты Венесуэлы и Китая — Николас Мадуро и Си Цзиньпин — заключили соглашения, по которому Китай создаст инфраструктуру и жилую недвижимость в латиноамериканской стране и будет поставлять всевозможные товары, а взамен получит нефть.
А вот Саудовская Аравия, похоже, практически исключается из перспективных нефтяных планов Китая. Сегодня из этой арабской страны в Поднебесную идет примерно 19% всех объемов нефти, однако этот уровень за последние два года не увеличился вовсе. И вполне вероятно, поставки от саудитов в Китай со временем даже снизятся. Два новых нефтеперерабатывающих завода (НПЗ) в Западном Китае будут работать на нефти, которая поставляется из России и Центральной Азии, но не из Саудовской Аравии. Похоже, Эр-Рияду нужно срочно озаботиться тем, чтобы подыскивать себе новых клиентов.
Почему такое происходит? Некоторые нефтетрейдеры полагают, что подобная ситуация складывается вовсе не потому, что Китай враждебно относится к Саудовской Аравии – мудрость пекинских чиновников заключается в том, что они попросту не желают слишком сильно зависеть от какого-то одного поставщика нефти.
Однако, как бы ни старался Китай диверсифицировать поставки «черного золота», пока проблема не решена – и не очень понятно, какую цену готов заплатить Китай за достижение намеченных целей.
|